Социально-психологическая служба - ТОГБПОУ Колледж торговли, общественного питания и сервиса

Поиск
Перейти к содержимому

Главное меню

Социально-психологическая служба

Воспитательная работа

8-800-2000-122

Ежедневно, круглосуточно, конфиденциально, бесплатно с консультантами вы можете поговорить:

  • об отношениях с родителями и педагогами…

  • о дружбе и первой любви…

  • о своей жизни и проблемах…

  • о жестоком обращении с тобой или сверстниками…

  • о своих чувствах, обидах, страхах и боли…

  • о своих планах на будущее…


Телефоны доверия экстренной психологической помощи  
в г. Тамбове 8(4752)45-44-11 и бесплатный телефон  8-800-100-45-84


Кабинет медико - социально психологической помощи ТОГБУЗ Городская поликлиника №5 г. Тамбова  
Кабинет располагается по адресу: г. Тамбов, ул. Моршанское шоссе, д. 166, Поликлиника №5, 7 этаж, левое крыло, кабинет №713.
Телефон: 8 (4752) 45-10-60.
При себе иметь документы: паспорт, полис ОМС, страховое свидетельство. Часы работы: Понедельник, Среда 08.00
15.00; Вторник, Четверг 11.00 18.00; Пятница 11.00 15.00; Выходной суббота, воскресенье.
«Телефон надежды» (4752) 45-44-11
(экстренная психологическая помощь)




ЗНАЙТЕ, НЕРАЗРЕШИМЫХ ПРОБЛЕМ НЕ БЫВАЕТ!


«Я ответственный родитель» особенности подросткового возраста

Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций



  • самое главное обоюдное желание разрешения конфликтной ситуации;

  • разобраться в истинной причине конфликта;

  • сосредоточить внимание на проблеме и на том, как ее решить;

  • воспринимайте ситуацию такой, какая на самом деле она есть;

  • не делайте поспешных выводов;

  • предоставьте противоположной стороне психологическую паузу для снятия эмоционального накала;

  • дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно его выслушайте;

  • при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

  • научитесь ставить себя на место другой стороны;

  • не давайте конфликту разрастись;

  • конфликт должен решаться между теми, кто его создал;

  • старайтесь уважительно относиться к своему оппоненту;

  • умейте признавать свои ошибки;

  • не спешите реагировать на чужое раздражение;

  • не бойтесь извиниться первым, если чувствуете свою вину;

  • иногда лучше замолчать первым;

  • найдите то общее, что позволит продвигаться к согласию;

  • независимо от результата разрешения противоречия, старайтесь не разрушать отношения. При этом очень важно уметь прощать!



Памятка для педагогов
«Как психологически адаптироваться к дистанционной работе?»



В этой памятке я расскажу Вам как эффективно организовать свой день,
чтобы было легче адаптироваться в период самоизоляции и карантина

Почему работать дома труднее?

Не хватает технической оснащенности. Нет организованного рабочего места и программного обеспечения.
Трудно настроиться на работу. Приходится часто отвлекаться на телевизор, шум играющих детей, домашние дела и так далее.
Дети требуют внимания. Мама дома значит отдыхает. А если даже работает, то ответить на пару вопросов все-таки может, даже если эти вопросы каждые 15 минут.
  Всё это создаёт дополнительное напряжение, вызывает стресс и усталость, снижает продуктивность и удовлетворённость своей работой.

Простые рекомендации

Рабочая зона. Удобный стол, удобный стул, орг. техника, наличие микрофона и наушников, камеры; постараться максимально автоматизировать работу исходя из домашних технических возможностей.
Чтобы быстрее включаться в работу можно
ввести несколько ритуалов, которые будут для вас означать «я работаю». Одевайтесь как в обычный рабочий день. Выпивайте чашку кофе/чая перед занятием, тем самым настраиваясь на работу.
Важен также и
момент завершения работы, который помогает перейти к полноценному отдыху, отпустить мысли о работе и переключиться на домашние дела и общение с близкими. Выключить компьютер, навести порядок в рабочей зоне, переодеться в ещё более мягкую и удобную домашнюю одежду.
Важно
подводить итоги дня в формате того, что сделано,  в чём вы сегодня молодец. Можно поделиться своими успехами с кем-нибудь. Это помогает нам получать удовольствие от проделанной работы и повышает удовлетворенность.
Припомните и запишите свои достижения в работе в течение последних 2-3 дней. Что в этой непростой ситуации у вас уже получилось, что вы сделали? Можно вести такой дневник достижений, чтобы понимать, что вы работаете, что вы продуктивны и успешны.
Работая дома, мы лишаемся ещё одной важной  для нас сферы
общения с коллегами.
На работе мы часто обмениваемся мнениями, обсуждаем рабочие и не рабочие вопросы, находимся в общем информационном поле. Дома мы можем почувствовать себя изолированными, исключёнными из важных процессов коммуникации. Нам может недоставать информации, но не конкретной рабочей «технической», а эмоциональной, связанной с отношениями. В связи с этим может возникать ощущение тревоги, небезопасности, возрастать эмоциональное напряжение.
Чтобы
снизить стресс от вынужденной изоляции и почувствовать поддержку коллег можно 1-2 раза в неделю устраивать скайп-встречи, виртуальные кофе-брейки, на которых вы будете рассматривать текущие рабочие вопросы, делиться успехами, обсуждать трудности и просто беседовать.


План работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год

План работы педагога-психолога с педагогами на 2023-2024 учебный год


Программа «Профилактическая работа педагога-психолога со студентами склонными к правонарушениям»


Зачем нужен психолог, кто он такой и когда к нему обращаться?









Памятка для родителей
по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних




Виртуальная угроза, подстерегающая детей в Интернете, становится более опасной, чем очевидные опасности, от которых мы пытаемся защитить наших детей.

Оставить подростка в Интернете без контроля все равно, что оставить его одного в большом городе. Подростковое любопытство или случайный клик по интересной ссылке легко уведут его на опасные сайты. Родители! Научите своего ребенка использовать Интернет в качестве инструмента для самопознания и источника информации, необходимой для успешного существования в социуме! Помните! Интернет с одной стороны открыл пространство для чистого творчества и свободного выражения, но с другой стороны позволил развиться процессам, пагубно сказывающимся на психологическую безопасность и психологическое здоровье ребенка, подростка!

Какие опасности для детей таятся в Интернете:

Явные опасности
Пропаганда суицидов, пропаганда насилия, экстремизм, агрессия, кибербуллинг, киднеппинг. К сожалению, в Интернете этого много. Социальные сети, форумы, чаты все это позволяет свободно вливать в детские умы подобную информацию, нанося непоправимый ущерб психике.

Опасные молодежные течения
Подросший ребенок будет обращаться в сфере его возрастной группы, которая часто так и называется сложный возраст. Сайты всевозможных фанатов, социальные сети, объединяющие людей с неуравновешенной психикой в разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности, толкают порой детей к суициду (буллицид) все это нужно заблокировать. Также опасение вызывает тот факт, что ряд экстремистских групп используют Интернет для распространения своих идей, пропаганды насилия в отношении национальных меньшинств и иммигрантов. Часто в подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей формирующейся личности. Подростки много времени уделяют своей внешности, пытаются обнаружить у себя часто не существующие косметические дефекты, самостоятельно исправить их. Подписываясь на такие сообщества или группы в социальных сетях как «0 калорий», «Типичная анорексичка» и т.д., ребенок может заинтересоваться и применить на себе опасные диеты и тем самым испортить здоровье.

Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию подростков
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и  здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань.


Родители ПОМНИТЕ!


На страницах Интернета, которые посещает Ваш ребенок, маркерами пропаганды СУИЦИДА являются:
наличие предложения, просьбы, приказа совершить самоубийство;
наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы;
выражение положительной оценки, либо одобрение: совершения самоубийства, либо действий, направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого) собеседника или третьего лица совершить самоубийство, а также призыва, побуждающего совершить самоубийство;
 информация, содержащая аргументы, побуждающие к совершению самоубийства, в том числе представление самоубийства как обыденного явления (приемлемого, логичного и закономерного в современном обществе поступка);
выражение осуждения, высмеивания неудавшейся попытки совершить самоубийство, в том числе, включая описание отношения, чувств и обсуждения темы лицами, имеющими опыт попытки самоубийства;
наличие любого объявления, в том числе о знакомстве, с целью совершения самоубийства, группового или ассистированного самоубийства, а также в целях попытки совершения самоубийства;
наличие опроса (голосования), теста, рейтинга на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы, равно как на предмет выбора наиболее безболезненного, надежного, доступного, эстетичного способа самоубийства;
наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства;
наличие описания (демонстрации): процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действий или возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств или мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети «Интернет» способа самоубийства;
наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства);
наличие повышенного интереса к психоактивным веществам. Учитывая, что дети зачастую обмениваются информацией в социальных сетях с помощью картинок, зрительных образов, интерес к измененным состояниям сознания проявляется наличием изображений различных психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и пр.), информации о способах их употребления, возможных положительных эффектах и отсутствии негативных последствий;
наличие в социальной сети на странице ребенка видео- и аудиозаписей с деструктивной тематикой, количество просмотров подобных видеороликов в совокупности с частым упоминанием о них ребенком в повседневной жизни демонстрирует повышенный интерес к подобному поведению.

Наркотики, алкоголизм
Мы говорим нашим детям о том, что алкоголизм это страшная болезнь, а наркотики убивают, но мы не говорим о том, что они вызывают чувство временной эйфории и что именно в этом кроется опасность. Это наша ошибка. Будьте уверены: об этом они узнают от сверстников, прочитают в Интернете, и тогда беда застанет их врасплох. Не допустите, чтобы ложь опередила вас, найдите время и нужные слова, чтобы верно пояснить проблему.

Секты
Следите за тем, с кем и на каких сайтах общается Ваш ребенок в Сети, даже если он подросток, который считает себя взрослым. Сектанты - вербовщики всегда принимают облик друзей и обещают что-то хорошее разберитесь в вопросе сами, насколько это возможно. Не позволяйте встречаться с незнакомыми виртуальными собеседниками.

Вирусы, трояны, обманщики
Помимо опасностей человеческих, есть еще опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносными программами, которые могут добавить вам головной боли: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы все это может быть плодами вирусов.


Рекомендации по обеспечению информационно-психологической безопасности


Пункт 1:
Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения Интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера. Помните! «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо быть в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Пункт 2: Существуют определенные механизмы контроля пользования Интернетом, например:
размещать компьютер в общих комнатах, или быть рядом, когда дети пользуются Интернетом;
совместное с ребенком пользование Интернетом;
устанавливать специальные системы фильтрации данных, самостоятельно закрывающие доступ к определенной информации. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом.
Пункт 3: Станьте «другом» Вашего ребенка в Соцсетях. Это поможет контролировать виртуальные отношения Вашего ребенка с новыми «знакомыми» и «друзьями». Объясните ему, что Другом должен быть только тот, кто хорошо известен.
Пункт 4: Контролируйте время, которое Ваш ребенок проводит в Интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может негативно отразиться на психике.
Пункт 5: Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты Ваш ребенок расстроен, растерян, запуган.
Пункт 6: Главное средство защиты от мошенника ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете.
Пункт 7: Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети игнорирование пользователя - ни в коем случае не поддаваться на провокации. Объясните, что лучше  воспользоваться настройками приватности; блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в «черный список», пожаловаться модератору сайта.
Пункт 8: Избежать неприятного опыта с покупками в Интернет-магазинах можно, придерживаясь нескольких правил: проверьте «черный список», читайте отзывы в Интернете. Вас должна насторожить слишком низкая цена товара, отсутствие фактического адреса и телефона продавца на сайте, стопроцентная предоплата.
Пункт 9: Для избегания необдуманных путей решения ребенком своих проблем (в том числе, в сети интернет), обсудите с ним возможность обращения за помощью  к психологу в том случае, если он не хочет делиться проблемой с Вами.


ГЛОССАРИЙ


Деструктивное поведение это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Интернет-зависимость (как вид нехимической зависимости) это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, проявлении депрессии, нарастании социальной изоляции. Происходит социальная дезадаптация, нарушаются значимые общественные связи.


Киднеппинг (от англ. kidnap «похищать») - противоправные умышленные действия, направленные на тайный или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте. Большей частью совершается из корыстных побуждений и имеет целью получение выкупа от родственников или близких к похищенному лиц, а также принуждение этих лиц к выполнению необходимых для похитителей действий.

Кибербуллинг нападение с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляется через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на веб-сайтах, а также посредством мобильной связи. Виды кибербуллинга:
Киберпреследование скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

Кибервандализм хулиганство в Сети. Суицид, самоубийство, (от лат. sui caedere - убивать себя) - целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное, и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Буллицид доведение до самоубийства путем психологического насилия.

Спам (англ. spam) - массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать. Троян - вредоносная программа, распространяемая людьми. В отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.


Рекомендации педагога-психолога родителям
«Причины и особенности суицидального поведения подростков и оказание первичной помощи в беседе с подростком».



Причины и особенности суицидального поведения подростков

1. Психологическая атмосфера в семье, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно необходимо обратить внимание на:
• несправедливое отношение со стороны родителей;
• развод (или супружеские измены) в семье учащегося;
• потерю одного из членов семьи;
• неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
• одиночество, недостаток внимания со стороны окружающих.
• соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических веществ.


2. Взаимодействие в социуме, межличностные отношения «учащийся - учащийся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на:
• отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства ребенка и др.;
• несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
• несправедливые требования к учащемуся;
• принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправ за разрыв отношений с ними;
• страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.


3. Дезадаптирующие условия:
• снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;
• своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
• неадекватная самооценка личностных возможностей;
• потеря любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;
• отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
• состояние постоянного (прогрессирующего) переутомления;
• паническая боязнь будущего и т.д.


Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально- психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведение угрюмость, раздражительность или замкнутость или, наоборот, излишняя возбудимость повод для особенного внимания.
Крайне важно, чтобы родители ребенка не боялись обращаться за помощью, если они заметили явные (и даже не очень) проблемы в психическом состоянии своих детей. Совершенно недопустимо отлучать ребенка от дома, да еще и подталкивать его к этому: «И обратно не приходи». Такие
«страшные слова» срываются с родительских уст нередко, порой оказываясь последним напутствием.


Необходимо обращать внимание на факторы риска, признаки и знаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте:
• суицидальная предрасположенность, т.е. наличие родственников, совершивших суицид (так называемая отягощенная наследственность);
• отсутствие теплых, доверительных отношений в семье (нежеланный ребенок), чувство отверженности;
• потерю родителей, распад семьи;
• избиение или насилие со стороны родителей, братьев или сестер, других родственников;
• физическое или моральное унижение со стороны близких людей;
• чувство страха, тоски и отчаяния или же чувство обиды;  
• конфликт с педагогами или одноклассниками;
• страх наказания за совершенные или несовершенные проступки;
• одиночество;
• состояние алкогольного опьянения или токсического отравления;
• патологию характера и психические заболевания.


Существуют три группы признаков, которые косвенным образом могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень большой.

Первая группа - словесные признаки, т.е. то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; амбивалентность (лат. – «двойственность») оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.
Вторая группа - эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.


Третья группа - поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, т.к. при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются: расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют – почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной, в частности.


Некоторые, помышляющие о самоубийстве дети и подростки, испытывают замешательство. Их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Поэтому, в первую очередь, необходимо быть внимательным к, этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать:


• Заметная перемена в обычных манерах поведения.
• Недостаток сна или повышенная сонливость.
• Ухудшение или улучшение аппетита.
• Признаки беспокойства.
• Признаки вечной усталости.
• Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.
• Усиление жалоб на физическое недомогание.
• Склонность к быстрой перемене настроения.
• Отдаление от семьи и друзей.
• Упадок энергии.
• Отказ от работы в клубах и организациях.
• Излишний риск в поступках.
• Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.
• Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.
• Усиленное чувство тревоги.
• Выражение безнадежности.
• Приобщение к алкоголю и / или наркотикам, усиление их потребления.
• Раздача в дар ценного имущества.
• Приведение в порядок всех дел.
• Разговоры о собственных похоронах.
• Составление записки об уходе из жизни.


Словесные заявления:


• «Ненавижу свою жизнь!».
• «Они пожалеют о том, что мне сделали!».
• «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно! Сыт по горло!!!».
• «Я решил покончить с собой!».
• «Просто жить не хочется… Пожил и хватит!».
• «Никому я не нужен… Лучше умереть!».
• «Это выше моих сил…».
• «Ненавижу всех и все!!!».
• «Единственный выход – умереть!!!».
• «Больше ты меня не увидишь!..».
• «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».
• «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!!!».
Заметная перемена в поведении ребенка, которая является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства, – это стойкое снижение нормальных функций, и эта перемена более глубокого свойства, какое бывает в «тяжелые» дни. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как ребенок медленно теряет интерес к занятиям в школе, или внезапно, как у подростка, который с утра был в прекрасном расположение духа, а затем вдруг говорит, что он намерен покончить с жизнью. Поэтому необходимо установить доверительный контакт с таким ребенком, способствующий росту вашего авторитета в его глазах и формированию статуса «доверенного лица».

Оказание первичной помощи в беседе с подростком


Если ребенок говорит Вам, что в прошлом у него уже была попытка суицида то для Вас это является как бы разрешением дальше развивать эту тему. Теперь вы можете четко фокусировать разговор на его проблеме. В этом случае, ребенок как бы сам облегчает вашу дальнейшую работу. Всегда нужно помнить, что большинство суицидальных попыток является криком о помощи и, если ребенок говорит о том, что он когда-либо уже пытался покончить с собой, то это значит, что он прежде всего адресует свой запрос к Вам в расчете на эмоциональную поддержку.
Во время беседы, в которой присутствует наличие суицидальных угроз в прошлом или настоящем, очень важным является заключение с ребенком так называемого «антисуицидального контракта». Целью антисуицидального контракта является предотвращение возможности суицида во время или непосредственно после окончания беседы, что дает возможность выиграть время для оказания более эффективной помощи. Для этого следует употребить форму «Давай с тобой договоримся, что ты не будешь ничего предпринимать, пока мы с тобой работаем над твоей проблемой». Как правило, ребенок соглашается. В случае же отказа необходимо применять мощный эмоциональный прессинг (например, «Пожалуйста, не делай этого! Ты мне стал дорог, подумай хотя бы, что будет со мной, если после этого разговора ты...»). Используя антисуицидальный контракт как основу, можно осуществлять:
• проработку альтернативных решений (например, «Что произойдет, если ты не осуществишь сейчас свои намерения, а попробуешь...»);
• упорядочение внутреннего хаоса (например, «Почему бы тебе не подождать, пока...») – если вам удалось посеять сомнения в правильности принятого решения, считайте, что свою задачу вы на 50% выполнили.


Вопросы, которые следует задать родителю ребенку, который может совершить самоубийство и обратился к Вам за помощью:


• Как дела? Как ты себя чувствуешь?
• Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что-то случилось?
• Что ты собираешься делать?
• Ты надумал покончить с собой?
• Как бы ты это сделал?
• А что, если ты причинишь себе боль?
• Если на шкале «хорошее самочувствие» стоит на отметке «0», а «желание совершить
самоубийство» на отметке «10», то на какой бы отметке ты расположил бы твое теперешнее состояние?
• Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что случилось? На какой отметке шкалы ты был в то время?
• Если б я попросил бы тебя пообещать мне, не причинять себе боль, то ты бы смог бы это сделать? Что бы помешало тебе дать обещание?
• Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Что могло бы помочь сейчас?
• От кого ты бы хотел эту помощь получить?
• Знают ли твои родители, что ты испытываешь такие трудности, сложности, душевные муки?
• Хочешь ли ты посоветоваться со специалистом (психотерапевтом, неврологом)?
• Если тебе пришлось пообещать не убивать себя, смог бы ты сдержать свое слово? На какое время?
Необходимо всегда серьезно относиться к любым угрозам, поэтому необходимо:
• говорить с ребенком открыто и прямо;
• дать своему собеседнику почувствовать, что вам не все равно что с ним происходит;
• слушать с чувством искренности и понимания;
• отстаивать свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем;
• прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
• заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
• подумать, кто может помочь ребенку: пригласить родителей, школьного воспитателя или психолога, человека, которому ребенок доверяет;
• при необходимости пригласить психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический центр или больницу;
• просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;
• попытаться установить, на сколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;
• попытаться выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (таковыми могут быть чувство долга и ответственности, достоинство, гордость, совесть, стыдливость, стремление избежать негативных санкций и мнений, стремление поддержать собственный престиж и т.д.).
Разговоров на тему о самоубийстве может и не быть, но любой признак возможной опасности должен насторожить педагога. Надо быть начеку с ребенком или подростком, с которым ведется работа. При необходимости можно поговорить с кем-нибудь (например, с коллегами по работе или школьным психологом) о ваших опасениях. Возможность совершения кем-то их учеников самоубийства всегда вызывает эмоциональный стресс, поэтому надо избавиться от собственных тревог и получить поддержку по этому вопросу.
При этом следует помнить – при общении с ребенком, который вызывает у родителя настороженность не надо делать следующего:
• Не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить».
• Не вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство.
• Не пытаться применять противоречивые психологические приемы на ребенке, помышляющем о сам убийстве.
• Не  оставлять  там,  где  находится  ребенок,  собирающийся  совершить  самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно.
• Не пытаться выступать в роли судьи.
• Не думать, что ребенок ищет только внимания.
• Не оставлять ребенка одного.
• Не держать в секрете то, о чем вы думаете.

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким
безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из
них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»


Помощь при потенциальном суициде

Принципы общения с суицидентом, ребенком с повышенным суицидальным риском и установками саморазрушения

Главная цель помощи – предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обуславливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.


Мы должны исходить из того, что кризис – следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные и социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих ситуациях.
Шаги неотложной помощи - кризисная интервенция.


Решающее значение имеет первый шаг – беседа. Первая важная задача – установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо эмоциональное принятие («Что бы я мог сделать для тебя?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через «выговаривание». На данной стадии необходимо также провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.


Угроза суицида «1» – у ребенка были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит.

Угроза суицида «2» – у ребенка есть суицидальные мысли и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно.

Угроза суицида «3» – ребенок либо собирается тут же покончить с собой, либо в процессе разговора, либо сразу после него.

В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения.

В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг – интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций.

Третий шаг – заключение контракта – планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для ребенка. На этом этапе важно препятствовать уходу ребенка от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»). Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации), побуждение к планированию и оформлению ясного конкретного плана, удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы ребенка и предоставления необходимого времени для осмысления ситуации.

Четвертый шаг – активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем этапе следует также обсудить то, каким образом преодоление данной травмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.
Профилактика суицидального риска состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Зная ее принципы, делясь с ними другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Необходимо придерживаться определённых правил при общении с лицами, подверженными риску совершения суициду.

Следует иметь в виду, что потенциальные суициденты и так страдают от невыносимого чувства вины. Если потенциальный помощник говорит о суициде как о чем-то аморальном, то он не только блокирует обсуждение этого вопроса, но может усилить и без того тягостное для человека уныние и депрессию. Важно помнить, что для суицидента саморазрушение ни в коем случае не представляет собой теологической проблемы, а является результатом невыносимого эмоционального стресса.

Люди с суицидальными тенденциями испытывают не только печаль, тоску, уныние и разочарование, но могут проявлять враждебность к своему окружению. Очень часто, к сожалению, семья и друзья в ответ реагируют негодованием, допускают в беседе бурлящие эмоциями доводы, которые только толкают рассерженных людей к еще большему неистовству. Они могут сосредоточиться на инфантильности депрессивной личности, а не на истинной, заботливой и поддерживающей встрече с отчаянием. Часто вслед за исчезновением раздражения может быть потеряна и жизнь близкого человека.

Что можно сделать для того, чтобы помочь?

Суицидальная профилактика состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт – попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный человек не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно не являются панацеей.

Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию интернирования. Негативное отношение к лечению может повысить суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.
Кроме того, известно, что наиболее склонные к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других».

После выписки из больницы люди, имеющие высокий суицидальный риск, очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.

6. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

7. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.


8. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.


У вас может появиться фрустрация, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чём-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто- то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Как психологи, так и неспециалисты должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации.
Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.


9. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают:
«Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без
того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

10. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», – то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
Лучший способ вмешаться в кризис – это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

11. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете» проявлением отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.
Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», – и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

12. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту:
«Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», – попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и как можно точнее определил, что ее усугубляет.
Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», – или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».

Следует принимать во внимание все его чувства и беды.

Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека, что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать?
И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?


13. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана».
Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении альтернативы.

Исходя из вышеизложенного, родители, опираясь на элементарные знания о суицидальном поведении несовершеннолетних и способах его профилактики, могут выявить легко ранимых, готовых пойти на это детей, осознать то, что их беспокоит, определить уровень риска совершения самоубийства и использовать все необходимые ресурсы для его предотвращения. Восстанавливая пострадавшие моральные структуры, им может удастся купировать суицидальные настроения и переживания; снять позитивное, ценностное отношение к смерти; повысить ценность жизни и вернуть утраченный жизненный смысл. Только после этого можно приступать к формированию устойчивой жизненной позиции ребенка. Все эти действия послужат тем, кто стоит на грани самоубийства, доказательством ценности их существования и важности их места в обществе людей.


Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню